Православный приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Шахты Ростовской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Шахтинская епархия, Александровск-Грушевское благочиние.
Православный приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Шахты Ростовской области

Как влияет добрачный «опыт» на семейную жизнь?

 

Как влияет добрачный «опыт» на семейную жизнь?

 

Смиренье – девичье ожерелье. 

Чего девушка не знает, то ее и красит. 

Ты, голубка, не сдавайся, правым крылышком отбивайся.

 

 

 

Русские пословицы.

 

 



Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. 

Ничто так не украшает юного возраста как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого… Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам. 

Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?

Святитель Иоанн Златоуст (†407).



Сохраняйте до брака целомудрие, отвергая с презрением лукавые советы, противоречащие вековым опытам христианской жизни, будто это вредно для молодых людей, – и вы будете иметь даровитых детей.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901).



Растленные в раннем возрасте дети не способны по-настоящему любить и иметь семью. Таковы итоги воспитания, направленного на преодоление естественного барьера стыдливости, установленного Богом, когда то, что является тайной и святыней брака, становится предметом развлечения, а неестественное и грязное становится нормой жизни человека и общества.

Священник Василий Середа (XX век).



Насколько опустошает человека эта мимолетная преждевременная близость! Неужели ради удовлетворения или простого любопытства, или следуя моде века, или минутной вспышке страстных чувств юноша или девушка обкрадывают себя? А потом что? Горькое разочарование, упреки совести и быстрое полное моральное разложение. Как прекрасно в любой век было и будет сохранить свою телесную чистоту, свое целомудрие, девство, и заложить это твердым фундаментом домашней церкви, которой является христианская семья.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (р. в 1910).

В чем истинная девственность и чем она хороша?

Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом.

(1 Кор. 7, 34).



Девство есть знамение неповреждаемое, совершенное и непроменяемое подобие, духовное, святое жертвоприношение, высота, место, с которого удобно усматривается путь, ведущий в крайнему пределу совершенства; оно - венец, сплетенный из высших добродетелей. 

Уничижающий девство наносит бесчестие Богу и ангелам. 

Однако никто из девственников не должен хвалиться девством; оно - благий дар Самого Бога.

Преподобный Антоний Великий. (IV век).



Девство тогда велико, когда оно смиренно и скромно.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).



Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? – Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).



…Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие. 

Сердцем упражняйся в незлобии, а телом в чистоте; то и другое соделывает тебя храмом Божиим.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).



Что касается целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы всё доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей, чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но всё относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258).



Избравший себе жизнь безбрачную или девство должен иметь чресла препоясаны исветильник горящий (Лк. 12, 35): чресла препоясаны воздержанием, и светильник горящий – молитвой, богомыслием и духовной любовью. 

Чиста душа, освободившаяся от страстей и непрестанно возвеселяемая Божественной любовью.

Преподобный Максим Исповедник († 662).



Благоухание невинности, наполняющее тело твое, радует Духа Святого.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).



Девство - есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель. 

Хорошо, скажете вы - что же нам сделаться монахами? Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы, кроме брака.

Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век).



Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил в Евангелии о десяти девах: пять же бе от них мудры и пять юродивы (Мф. 25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).



Не тот чист, кто сохранил нерастленным тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе.

Преподобный Иоанн Лествичник (†649).

Какой должна быть любовь?

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

(Еф. 5, 28).



Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет и нет того, что называется у бедных людей "сегодня" и "завтра". Исчезает тогда эта черта, разделяющая всю жизнь на "тут" и "там". Не видно "того" берега в море, и вовсе нет берегов у любви. 
Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает солёная и негодная. "Любовь - это обман юности", - говорит такой человек и больше не возвращается к морю. 

Красит человека только любовь, начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку, - всё остальное уродует человека, приводит его к гибели, то есть к власти над другим человеком.

Писатель Михаил Пришвин (1873-1954).



От любви происходит постоянное целомудрие.
… От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. 

Любовь друг к другу делает нас непорочными. Когда я некоторому человеку однажды изъяснил это… тогда некто из знакомых мне, подошедши ко мне, сказал: "так что же такое блуд? Ведь можно и любить, и блудодействовать?"… Я сказал, что любовь может отсечь и это. Кто полюбит распутную женщину, тот будет стараться удалять ее и от других мужчин, и сам будет удерживаться от греха с нею. Поэтому только тому, кто весьма ненавидит блудницу, свойственно блуд творить с нею, а поистине любящему ее - отклонять ее от этого постыдного дела. И нет, решительно нет ни одного греха, который бы, подобно огню, не истребляла сила любви.

Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).



Первородный грех всё в нас повредил, всё перепортил; он и любовь – это божественное свойство в нас – оземленил, исказил, нарушил ее гармоничность. Сама по себе любовь – это и есть приятное влечение одного лица к другому, и так как наша душа, наше сердце заключены в греховное тело, свойство которого также иметь влечение к подобным нам существам, то здесь духовному нашему чувству любви постоянно грозит опасность быть подавленным, полоненным плотским нашим влечением. Отсюда и может быть такое явление в нас: начнется любовь чистая, духовная, а окончится с плотским оттенком, а то и прямо – плотскою, низменною. Поэтому нам нужно быть весьма зоркими, весьма осмотрительными, весьма тонкими в различении любовных движений нашего сердца.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).



Своеобразие, вся сила зрения любви в том и заключается, что мы как бы прикасаемся через любовь к красоте в человеке, скрытой и невыраженной; мы не можем оторваться от нее - хотели бы всегда и во всем быть с любимым человеком. Когда вспыхивает любовь, все иное становится уже на втором месте одно только и важно тогда, одно только мило и дорого быть с любимым, и все, что отделяет или отдаляет от него, раздражает нас. В этих переживаниях любви, конечно, нет еще вхождения в реальную бесконечность (сколько раз бывало, что огонь любви скоро угасает в душе человека!), но в них открывается перспектива бесконечности; мы как бы вступаем в сферу вечного, полного света и жизни бытия - и вне этого все кажется тусклым и ненужным. Душа, хотя бы раз прильнувшая к этой чаше, навсегда сохраняет это переживание душевного подъема, переживание его преображающей, творческой силы.

Профессор протоиерей В. Зеньковский (ХХ век).



Любовь для нас – источник блаженства, луч Божественного света, поток жизни и радости. Но, любя ближнего, мы не должны считать его первопричиной (источником) нашей радости. Всё тварное только отражает в себе славу Божию, как зеркало – свет... 
Любовь во исполнение заповеди есть любовь во исполнение воли Божией, для Бога. Поэтому она должна быть непременно саможертвенной, т. е. с отвержением в сердце желаний ветхого человека, тлеющего в похотях... 
Любовь нам дана (заповедана) для личного спасения и для созидания Царствия Божия, ибо только в Церкви Божией мы спасаемся. А любовь похотная, неистинная, есть самолюбие, которое растлевает нас и порабощает врагу и разрушает Царствие Божие. Поэтому за умножение беззакония, иссякнет любы многих (Мф. 24, 12), ибо греховно мы любим предмет до тех пор, пока он доставляет нам греховное наслаждение...

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982).



Молодые люди-христиане должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине. Юноша! Благоговея перед своей матерью, как ты сможешь в мыслях осквернять ту, которая сама в будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и помышляешь о ней как о спутнице всей твоей жизни, бойся и перстом прикоснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда она ступает на землю и ищет опоры, выходя из «дилижанса».

Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв.).

 


Назад к списку